Министерство науки и высшего образования Российской Федерации завершило процесс распределения контрольных цифр приема на 2021/22 учебный год. По информации, размещенной на официальном сайте Минобрнауки России, в настоящее время во многих регионах есть запрос на подготовку врачей, учителей и IT-специалистов.
Профаккредагентство попросило своих экспертов ответить на вопрос: на кого нужно учится сейчас, чтобы после 2030 г. не остаться без работы?
Представляем вашему вниманию мнение Председателя Межотраслевого аккредитационного совета работодателей, создателя ряда инновационных предприятий, заведующего кафедрой Инновационного предпринимательства
МГТУ им. Н.Э. Баумана Юрия Песоцкого.
Давать прогнозы на будущее – дело неблагодарное: жизнь оказывается куда более непредсказуемой, чем мы предполагаем.
И вот сейчас коронавирус опрокинул многие, казалось бы, незыблемые представления о будущем.
Давайте посмотрим, какие были прогнозы на самые востребованные специальности 2020 года в начале года: специалисты в сфере маркетинга, медицинские работники, бухгалтеры, работники автомобильных сервисов, естественно, специалисты в сфере IT, педагоги, воспитатели. И вот пришел март 2020, и спрос кардинально изменился. Куда меньше выпускников захотели идти в медицину (наверное, испугались ответственности), новый бизнес даже при большом желании открыть сейчас трудно из-за отсутствия спроса, упал спрос и на автомехаников. Зато, тут же появился список самых востребованных и высокооплачиваемых специалистов для работы «на удаленке»: специалисты по тендерам, телемаркетологи, менеджеры по работе с клиентами из регионов. Рост запросов на удаленную работу среди россиян в начале апреля 2020 года увеличился на 250% (это данные сервиса по подбору персонала Работа.ру.). Т.е прошло меньше трех месяцев, а некоторые ранее высоковостребованные специалисты стали абсолютно не востребованными.
Конечно, прогнозы по профессиям 2030 существуют и сегодня. Например, по результатам исследования, проведенных московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив, до 2030 года появятся 136 новых профессий: биоэтик; специалист по этике роботов, генетический консультант; игропрактик; специалист навигации в условиях Арктики; проектировщик жизненного цикла космических сооружений; космогеолог; специалист по рециклингу одежды.
При этом, все чаще и чаще приходится слышать, что грядет эра искусственного интеллекта, который заменит не только банковских служащих (уже сейчас решение о выдачи кредитов принимает искусственный интеллект) или аналитиков Big Data, но и композиторов, сварщиков, продавцов, операторов станков с ЧПУ, а самообучающийся искусственный интеллект заменит еще и столь востребованных сегодня программистов.
Поэтому лучше рассказать молодым людям, выбирающим будущую профессию о том, какие компетенции позволят остаться им «на плаву» в любой, даже быстро меняющейся кризисной ситуации.
В 2018 год в рамках World economic forum были озвучены следующие компетенции будущего: умение решать сложные проблемы; наличие критического мышления, креативности; умение работать в команде, вести переговоры; обладать эмоциональным интеллектом и когнитивной гибкостью.
В 2019 году в рамках Петербургского международного экономического форума Генеральный директор компании Changellenge сказал, что важнейшими компетенциями 2050 года будут следующие: Complex problem solving (комплексное решение проблем); концепция T-shape - глубокий профессионализм с широким кругозором; умения для масштабирования своей профессиональной деятельности.
В том же 2019 году на мировом чемпионате профессионального мастерства WorldSkills в Казани были названы следующие важнейшие компетенции и настоящего, и будущего: способность осуществлять риск-инжиниринг, проявлять гибкость мышления, иметь стремление и способность к постоянному обучению и мобильности.
Подводя итоги хочется отметить, на кого бы вы не учились сейчас, через год или пять лет, приобретаемые профессиональные навыки безусловно важны, но они всегда остаются на втором плане. Даже, если вы сейчас настолько успешно «кодите», что все завидуют, без способности просчитывать риски, без умения постоянно развиваться и обучатся, без гибкого критического мышления и умения проявлять мобильность и креативность, без способности осуществлять коммуникации и обладать эмоциональным интеллектом будет очень сложно претендовать на роль «человек будущего».
Будем рады услышать и другие мнения наших экспертов!