
К нашему проекту «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ» присоединяется заведующий кафедрой «Стандартизация, метрология и сертификация» Московского политехнического университета, кандидат технических наук Олег Борисович Бавыкин.
Этот учебный год по понятным причинам стал весьма нетипичным для российской системы образования: обострился ряд проблем, но и скорость внедрения инновационных решений выросла в несколько раз. То, что казалось фантастикой (не с технической, а с организационной точки) сейчас для многих образовательных организаций – обыденность. Дистанционные занятия, коллоквиумы, сессии, удаленный контроль знаний прочно вошли в нашу жизнь.
Первые месяцы жизни в новой реальности позволяют сделать несколько выводов, обозначить болевые точки и точки роста. «Пандемическая образовательная среда» еще ждет своих исследователей, уверен, что появится заслуживающие внимание научные труды. Хочу поделиться лишь некоторыми, самыми первыми наблюдениями.
Во-первых, стала очень актуальной тема правильной организации самостоятельной работы студентов. Это включает в себя и навыки организовывать и проводить веб-конференции, онлайн-встречи или презентации через Интернет. После окончания пандемии значимость таких навыков сохранится.
Во-вторых, в ряде случаев мы констатируем слабую техническую подготовку вузов, отсутствие у них подходящих технологий. Как другая сторона этой проблемы – низкая мотивация ряда преподавателей и низкая заинтересованность в новых образовательных технологиях.
В-третьих, необходима замена классических лабораторных работ на их виртуальные аналоги. Без лабораторных работ сложно отрабатывать практические и исследовательские навыки, поэтому без них никуда.
В-четвертых, необходимо обучить преподавателей работе с дистанционными образовательными технологиями – это уже серьезный системный вызов для системы подготовки и переподготовки педагогических кадров.